Материалы выпуска
Всё в дом: УГМК будет лить свинец из промышленных отходов Инновации
Инновации
Всё в дом: УГМК будет лить свинец из промышленных отходов
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
Цех по производству свинца начнет работу нынешней осенью. Сейчас идёт монтаж оборудования.
Изготовливать рафинированный свинец из вторичного сырья будут на территории филиала АО «Уралэлектромедь» (одной из структур УГМК) «Производство сплавов цветных металлов» (ПСЦМ) в поселке Верх-Нейвинском. Технологические линии разместятся на площадях, которые с 2010 года находились на консервации. Общий объем инвестиций в проект техперевооружения составил 848,5 млн рублей.

В основу производства свинца заложен рециклинг — переработка техногенного и вторичного сырья. Сегодня это наиболее экономически выгодный и экологичный способ получения свинца: по качеству такой металл ничуть не уступает свинцу, произведенному из руды или концентрата. А вот с точки зрения охраны окружающей среды этот метод оптимален. Сырьем для изготовления рафинированного свинца служат отходы промышленных производств: цех в Верх-Нейвинске будет перерабатывать свинцовые кеки (промпродукты цинковых заводов) и аккумуляторный лом. Более того, схема, по которой будет работать завод, безотходна: пыли и шлаки свинцового производства включат в процесс рециклинга.

Инфографика: Сергей Логинов Фото: Пресс-служба

На прошлой неделе в Верх-Нейвинске монтировали короткобарабанные печи, в которых будут плавить черновой свинец. Оборудование пришло из Италии. По территории России печи везли более трех недель — груз негабаритный, на каждом участке трассы спецавтотехника шла в сопровождении машин ГИБДД. Каждая печь весит 26 тонн 800 кг. Диаметр барабана — 3,8 м. Ранее доставили рамы, на которые и нужно было поставить печи.

Чтобы установить первую печь, специалистам пришлось изрядно попотеть — монтаж шел более десяти часов. В работах задействовали несколько единиц спецтехники: трал для траспортировки печи по территории завода, 110-тонный кран, несколько большегрузных авто.

Андрей Петухов

Немало пришлось повозиться — в буквальном смысле этого слова — водителю трала: чтобы завезти барабан печи в цех потребовалось около 40 минут. 18-метровый автопоезд, состоящий из тягача и трала, практически под прямым углом заезжал задним ходом в небольшой проем.

Андрей Петухов

Александр Ахмедьяров, водитель трала:

— Каждая транспортировка крупногабаритного груза индивидуальна, практически невозможно все предусмотреть. В процессе каждый пытается дать совет, но я всегда ориентируюсь только на себя, здесь важно не нервничать, не торопиться, иметь холодную голову. Лучше лишний раз выйти из-за руля и посмотреть самому. Кстати, этот совет могу дать всем, кто испытывает сложности с парковкой в обычной жизни (улыбается — прим. ред.).

Автокрану также потребовалось несколько попыток, чтобы поставить печь на раму: если при погрузке на улице длина стрелы ничем не была ограничена, то в цехе пришлось подстраиваться под высоту потолка.

Андрей Петухов

Зато монтаж второй печи проходил гораздо быстрее и веселее — чтобы установить оборудование, потребовалось всего 4 часа: сказался опыт, приобретенный специалистами.

Сейчас на ПСЦМ идут дальнейшие работы по монтажу новых производственных линий и расконсервированию уже имеющихся.

Александр Волков, заместитель начальника металлургического цеха:

— С 2010 года у нас стоят законсервированными линия по разделке лома аккумуляторных батарей, так называемый КРАБ, и линия рафинирования свинца. Сейчас они будут оснащаться дополнительными системами, обеспечивающими максимальную экологичность производства.

Как рассказали специалисты, на новом производстве будет внедрена технология аспирации газов плавильной печи — «дом в доме». Над плавильными печами установят специальный купол — аспирационный зонт. Он ограничит распространение паров металла в цехе и не допустит их попадания за его пределы. Шеф-монтаж оборудования будут вести специалисты из Италии, представители фирмы Engitec Technologies S.p.A — поставщика технологических линий.

Эта технология, помимо прочего, позволяет эксплуатировать технику таким образом, что весь персонал находится за пределами защитного приспособления, так что работа в цехе мало сказывается на здоровье людей. С точки зрения экономики предприятия такой подход вполне оправдан: за счет использования новых технологий УГМК может сэкономить на мероприятиях, связанных с охраной труда и промышленной безопасностью. А ежегодно на эти цели холдинг тратит немалые деньги. В 2014 году эта цифра была на уровне более 30 тысяч рублей на человека.

Цех по рециклингу свинца даст возможность для открытия еще одного производства — на ПСЦМ планируется производить серебряно-золотой сплав. Сплав Доре (более 90% серебра и до 1,5% золота) будут изготавливать из отходов, получаемых при рафинировании свинца.