Материалы выпуска
Эволюция города: как кабацкий Екатеринбург стал престижным районом для новостроек Инновации Как стать новоселом: три не главных, но важных критерия при выборе новостройки Рынок Как стать новоселом: три опции жилья настоящего класса «комфорт» Рынок Как стать новоселом: кто поможет сэкономить на квартплате Рынок Тайный покупатель: «двушка» на Пионерке с экономией в 700 тысяч Рынок Как стать новоселом: выбираем не только квартиру, но и соседей Рынок Живые стройки. «Завтра вы его не узнаете»: по каким правилам растет Пионерский поселок Рынок
Инновации
Материалы выпуска
Эволюция города: как кабацкий Екатеринбург стал престижным районом для новостроек
Материалы подготовлены редакцией партнерских проектов РБК+.
В серии нашего спецпроекта отправляемся исследовать бывшие южные окраины Екатеринбурга — семь Загородных улиц, которые в новейшей истории города известны как ул. Щорса, Шмидта, Фрунзе, Авиационная, Южная, Фурманова.
История Южного района Екатеринбурга кажется скудноватой не только по сравнению с Центром, Уктусом, Уралмашем, но даже с относительно новым УНЦ, появившемся в 80-е годы прошлого века. И все же если присмотреться внимательнее, окажется, что сюжет развития городского Юга не менее увлекателен. А новейшая история и вовсе захватывает.

Кабацкий дух

«Приближался город. С южной стороны он тогда начинался по линии нынешней улицы Фрунзе. Тогда это была еще одинарка, обращенная в сторону просторного выгона с пожелтевшей, пропыленной полянкой. Вправо от дороги, ближе к реке, виднелись здания, похожие на заводские.
— Посудное заведение тут, — пояснил отец. Столбов заставы в этой части города не было. Около углового дома на левой стороне улицы длинные коновязи. На крыльце шумливые люди. Сразу видно, кабак. О нем я слыхал еще в своем заводе. На параллельной Уктусской улице, по которой был выезд на Полевскую дорогу, орудовали два таких же предприятия».

Так пишет Павел Петрович Бажов в своей книге «Дальнее — близкое» о Загородных улицах Екатеринбурга. Название их вполне понятно: считалось, что находятся эти территории уже за городом, а за ними — вообще нет цивилизации. Впрочем, и здесь ее было маловато.

Евгений Бурденков, старший научный сотрудник Музея истории Екатеринбурга:

— На Загородных улицах рядами стояли кабаки, причем самого низкого пошиба, и теснились в них люди известного сорта, нередко воры и убийцы. Темная слава ходила об этих кабаках, страшная. А в районе нынешней Ботаники, как писал Павел Петрович, вонь стояла ужасная и «валялись кишки» — там располагались специфические предприятия: кожевни, мыловарни, бойни. Не каждый мог вынести такой аромат.

Бывшие окраины

Всего Загородных улиц до начала 30-х гг. XX века было семь. Сейчас они стали улицами Щорса, Шмидта, Фрунзе, Авиационной, Южной, Фурманова, широко известными в городе. Но немногие знают их историю.

 

1-й Загородной улицей звалась нынешняя улица Фурманова. Она начала застраиваться во второй половине XIX века, открывая всю систему семи загородных улиц.

2-я Загородная — улица Фрунзе. Первый ее квартал появился в 20-х гг. XIX века. Он непосредственно прилегал к реке Исети. Некоторые усадьбы на этой улице в свое время принадлежали известным людям — например, купцу Шурову, владельцу фаянсовой фабрики, находившейся поблизости. А в усадьбе купчихи Яринской, в квартале между Спасской и Уктусской улицами, действовало канатно-прядильное заведение. Однако большинство населения улицы составляли мещане, занимавшиеся каким-либо ремеслом или торговлей. Здесь жили три плотника, кровельщик, кузнец.

 

В 80-х гг. XIX века за 2-й Загородной улицей начинался Челябинский тракт. Здесь образовалась площадь, которая в конце XIX в. называлась Меновой, а позднее Цыганской. Нетрудно догадаться, что на этой площади шел бойкий торг и в основном торговали цыгане. Именно на месте этой площади в 1920-е гг. был построен трамвайный парк.

Улица Шмидта — бывшая 3-я Загородная. До реконструкции 1960–1980-х гг. она шла от улицы Московской до берегов реки Исети, где размещался автогенный завод (позднее — группа цехов завода бурового оборудования им. В.В. Воровского). Как пишут историки-краеведы Л.И. Зорина и В.М. Слукин в книге «Улицы и площади старого Екатеринбурга», застраивать ее начали лишь в последней четверти XIX в. Но уже к 1913 году в списке домовладельцев насчитывалось 23 фамилии, в большинстве из числа мещанского и крестьянского сословий.

4-я Загородная, ныне Щорса, к 1913 году имела в своем составе 14 усадеб, принадлежавших в основном выходцам из крестьянского сословия. Среди домовладельцев фигурировала известная в городе фамилия И.Л. Фальковского. Это было четвертое усадебное владение дворянина в черте Екатеринбурга. Застройка улицы завершилась на всем ее протяжении к концу 1940-х. А в 30-е гг. ей дали имя в честь красного командира Щорса — того самого, о котором поется в известной песне: «Шел отряд по берегу, шел издалека, шел под красным знаменем командир полка». Сегодня на улице Щорса располагаются троллейбусный парк и завод радиоаппаратуры (на месте фаянсовой фабрики, которая затем стала фабрикой велосипедов и кроватей).

Форпосты Юга

Улица Южная была 7-й Загородной и отстояла от центра дальше всех. Возникла она, как и весь поселок за улицей Щорса, уже после 1924 года. А южнее, вдоль Елизаветинского тракта, тянулись старые заимки и сплошной лес.

Из книги Н. Бердникова «Город в двух измерениях»:

— На одной из заимок в 1905 году Екатеринбургский комитет большевиков поместил подпольную типографию. Она успешно действовала два месяца, но в августе была разгромлена полицией. Тогда в тюрьму попали испытанные подпольщики.

В южную границу старого Екатеринбурга входила и улица Большакова, до революции Болотная. Как отмечает историк Дмитрий Макеев в своем ЖЖ-блоге, такое название улица получила потому, что проходила вдоль заболоченного берега речки Камышенки, вытекающей из болота, в которое упиралась улица Московская, и впадающей в Исеть.

«Первые постройки в районе будущей улицы появились в начале XIX века, когда на берегу Камышенки были построены Спасская церковь и усадьба купца Рязанова, — отмечает Макеев. — Большинство здешних усадеб принадлежали крупным екатеринбургским купцам. Правда, сами купцы обитали в центре города, а здесь держали что-то вроде дач, а также хозяйственные службы. К западу, на участке от Московской до Уктусской (8 Марта), обосновались менее богатые жильцы: крестьяне и мещане, отставные унтер-офицеры и чиновники».

Западная граница городского юга проходит по улице Московской. Сегодня это одна из самых протяженных городских магистралей — ее длина превышает 5 км. Долгое время, вплоть до начала ХХ века, она была одинаркой — застраивалась лишь восточная сторона улицы, как раз со стороны южного района.

Евгений Бурденков:

— Московская славилась тем, что в начале ХХ века здесь было очень много незаконной постройки, и длилось это многие годы.

Раньше южный участок улицы Московской жители называли «Амуром». «Здесь, — пишет Бажов, — в маленьких домишках… были беспатентные «харчевки» и «необъявленные пристанища». Название «Амур» жители объясняли так: «Бывает, что нужда загонит человека на дальнюю реку Амур, и редко кто домой воротится. Этих тоже нужда загнала в такое место, с которого обратную дорогу не скоро найдешь…»

В конце 50-х здесь начал расти новый жилой район города. Появились свой кинотеатр, кафе, больница, школы. Пришли троллейбус и трамвай.

Немного про транспорт

Электрические трамваи, оказывается, рассматривались в нашем городе еще до революции. Вопрос о запуске трамвая поднимался Екатеринбургской думой еще в 1896, 1899 и 1910 годах — тогда уже много знали об электричестве и электротранспорте. Но все упиралось в финансы. В итоге трамвай пошел по рельсам только в советское время.

К слову, в городе было немало противников трамвайного движения. Но прогресс неостановим: в 1929 году всего за несколько летних месяцев свердловчане построили первую трамвайную линию, которая связала площадь на месте нынешнего Южного трамвайного депо с железнодорожным вокзалом.

Пуск первого трамвая приурочили к очередной годовщине Революции: вагон тронулся по рельсам 7 октября 1929 года. Пуск трамвая сопровождался митингом на Цыганской площади (сейчас здесь расположено трамвайное депо).
 

Первые трамваи серии «Х» зимой были очень холодными, отопление не предусматривалось даже для водителей. Для обогрева им просто выдавали разогретые кирпичи. Кстати, трамваи того времени можно увидеть на площадке Музея истории трамвая и троллейбуса на улице Фрунзе. Трамвай серии «Х», восстановленный в 1970-х годах, часто принимал участие в съемках фильмов. Рядом с этим трамваем стоят не менее интересные старые вагоны серий МТВ-82, Т-2 и К-2.

Музей истории трамвая и троллейбуса — один из самых молодых в Екатеринбурге. Он открылся летом 1998 года, к 275-летию города. Музей расположился на территории Южного трамвайно-троллейбусного парка, и было создано ЕМУП «Трамвайно-троллейбусное управление».
 

Первых троллейбусов рядом с первыми трамваями нет, а жаль: троллейбусная линия сооружалась в непростые военные годы. Она связала со Свердловском микрорайон Химмаш. Копать ямы для установки столбов под троллейбусную контактную линию обязали самих жителей. Линию запустили осенью 1943 года. Тогда троллейбусы больше напоминали броневики и не освещались совсем.

В 1973 году вошла в строй новая 7-километровая трамвайная линия от центра в Юго-Западный жилой район. В 1979 году был выстроен новый, более просторный автовокзал на 500 человек.

«Парле ву франсе?»

В Южном районе Екатеринбурга появилась и одна из первых специализированных французских школ города — №39. Началась ее история в 1939 году — как обычной школы-семилетки. Но уже в 1965 году это была средняя специализированная школа с углубленным изучением французского языка, а в 1998 года получила статус французской гимназии. Кстати, с 1999 по 2015 год гимназия реализует масштабный международный проект по изучению индустриального наследия Среднего Урала и регионов Франции.

Сейчас для 39-й гимназии возводят новое, современное здание из двух корпусов. Прежнее строение простояло более 75 лет и просто «устало» от времени.

Михаил Ладейщиков, начальник производственно-технического отдела комитета по строительству администрации города Екатеринбурга:

— Когда мы подходили к проектным работам по реконструкции гимназии, учитывали ее особенности: к примеру, для изучения языка должны быть свои классы, которые делятся на несколько групп.

Новое здание возводит компания «Атомстройкомплекс». Это будет четырехэтажное строение площадью 16 тысяч кв. м, рассчитанное на 22 класса. Сюда войдут классные и игровые комнаты, группы продленного дня, мастерские, кабинеты психолога и логопеда, два спортивных блока, восемь кабинетов для изучения иностранных языков и даже компьютерные лингвистические лаборатории.

Пока же ученики гимназии 1 сентября встретят в новой школе №18, которая располагается совсем близко.

Окончательная картина такова: когда закончится реконструкция старого корпуса гимназии №39, в квартале улиц Союзной — Авиационной — Сурикова — Циолковского получится современный образовательный кластер, состоящий из двух школ, объединит которые общее спортивное ядро — большой стадион, площадки для баскетбола, волейбола и воркаута.

Городская новь

Если бы кто сказал Павлу Бажову или Мамину-Сибиряку, что Южный район города в конце концов станет престижным и бурно растущим, они бы, наверное, скептически улыбнулись.

Впрочем, что там Бажов. Густой и современной застройкой бывшие Загородные улицы, особенно Щорса и Авиационная, не славились никогда. В 70–80-е годы застраивали что угодно, только не этот район. Там темнел извилистый частный сектор, и даже в 90-е годы над ним высилась лишь известная в городе поликлиника Центробанка да еще несколько зданий той же организации.

Интерес застройщики к этим перспективным землям начали проявлять лишь в начале двухтысячных. А в последние годы активизировались. И это не просто отдельные дома в хаотичном порядке. Один за другим из-под земли взметываются новые комплексы, а в общем и целом застройка распланирована до метра.

В районе улиц Щорса — Серова — Айвазовского, например, разместился ЖК «Квартал художников» НКС «Девелопмент» (бывший «Наш дом»). Недалеко, в квартале Сурикова — Циолковского, растет 24-этажный ЖК «Времена года». В квадрате улиц Авиационная — Сурикова — пер. Народный — Уктусская поднимается ЖК «Премьер-2». СК «Метеорит» готовится сдать первые два семиэтажных дома в квартале «Федерация» у Южного автовокзала (Щорса — Степана Разина).

В районе улиц 8 Марта, Авиационной и Союзной уже появился 24-этажный жилой комплекс «Солнечный остров» — глобальный совместный проект «Общества «Малышева 73» и корпорации «Атомстройкомплекс». Причем помимо обычных квартир, есть в нем и люксовые двухуровневые от 2 до 5 комнат. Больше всего поражает, конечно, высота потолков — 3,1 метра — те, кто жил до этого в хрущевках или брежневках, могут рыдать от счастья. Фишка комплекса — пристроенная с главного фасада зона стрит-ритейла, заполнением которой застройщики занялись сами.

В «Солнечном острове» предусмотрен огромный двор с несколькими игровыми зонами. Машинам место отведено в трехуровневом подземном паркинге.
 

Кроме того, администрация города намеревается открыть в ближайшем будущем здесь несколько детских садов. Торговые центры и супермаркеты уже присутствуют: «Мегаполис», «Ботаника Молл», «Мегамарт», «Звездный», кафе «Рада», клиника «Ставко», скоро откроется торговая галерея «Щорса — Айвазовского» в «Квартале художников». Транспортную инфраструктуру хвалить смысла нет — и так все знают, что здесь есть и автобусы, и трамваи, и троллейбусы, и станция метро «Чкаловская». Да и до аэропорта Кольцово из этого района ехать двадцать минут на машине.

В целом весь Южный район быстро заполняется эффектными новостройками. Венчает разнообразную зону застройки ЖК «Апельсин» на Островского — Московской, на границе двух районов. Здесь уже можно увидеть большой квартал бизнес-класса из домов разной этажности с просторным двором и вместительным паркингом. 

В будущем планируется реконструировать улицу Островского, соединяющую 8 Марта и Московскую, и проложить по ней трамвайные пути, связав таким образом с Волгоградской.

Противоположный край Южного района потихоньку осваивает новый и неожиданный игрок строительного рынка — Свердловский инструментальный завод. У него уже есть свои планы по освоению прилегающей территории. И, судя по ним, СИЗ видит в мечтах современную офисную застройку на месте пустырей и обветшалых домов в районе Фрунзе — Чапаева. Есть в проектах завода и жилые дома. Кроме того, СИЗ в 2014 году купил на аукционе земельный участок в 8921,19 кв. м, опять же в районе улиц Чайковского и Авиационной. Кроме нового жилья вместо трех снесенных домов там планируется возвести детский сад.

Вот так буквально за несколько лет непримечательный Южный район Екатеринбурга превратился в новый центр активной городской жизни, а визуально — в образцовую картинку из каталога высококлассной недвижимости. И если раньше въезжающего в уральскую столицу встречали кабаки и подозрительные лица и наблюдатель видел здесь мрачный «конец цивилизации», то сегодня южные ворота города сразу демонстрируют высокий уровень развития.

Южный район по-прежнему встречает интенсивные потоки транспорта, идущего с челябинского направления, отправляет толпы приезжих с Южного автовокзала. Но сейчас в нем кипит собственная, независимая жизнь, рожденная насыщенной инфраструктурой и новыми, комфортными условиями для труда и отдыха.

Текст: Марина Живулина